.

Партнеры Клуба:

      

    

Адаптация к спортивной жизни ребенка, и проблема частой смены школ фигурного катания.

Главная / Статьи / Адаптация к спортивной жизни ребенка, и проблема частой смены школ фигурного катания.

Уважаемые родители! Сегодня хочется поговорить на очень серьезные темы: адаптация ребенка в новой школе фигурного катания и проблемы частой смены спортивных клубов.

После того как ребенок начинает посещать школу фигурного катания у него начинается серьёзная спортивная жизнь. Это, безусловно, радостное событие, однако, оно обязывает малыша и его родителей многое поменять в распорядке жизни. Придётся привыкать и к многочасовым тренировкам, к ранним подъёмам, строгости тренера, и к усталости…

Занятия фигурным катанием носят добровольный характер, эмоциональная привлекательность и относительная доступность спорта делают его (спорт) притягательной силой для детей и подростков. Постепенно спортивная группа становится для ребенка очень важной и обретает значение новой референтной группы (из толкового словаря: Рефере́нтная гру́ппа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций). Можно сказать, что происходит изменение образа жизни и иерархии ценностей в цепочке семья - дом - школа - друзья.

Очень важно знать что приход ребенка в новую школу фигурного катания и в любую другую спортивную секцию почти всегда сопровождается психологическими трудностями для него, поскольку ребенок попадает из знакомой обстановки в новую среду, в новый коллектив, к новому тренеру. Новые для человека социальные условия требуют приспособления к ним, адаптации. Адаптация ребенка к новой ситуации, к новому месту и незнакомым людям происходит всегда. Но может протекать по-разному.

Смена тренера по фигурному катанию, знакомство с новой командой - в первую очередь нарушает эмоциональное состояние ребенка. В адаптационный период детей отличает беспокойство или заторможенность: ребенок много плачет, стремится к физическому контакту с взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом становятся заторможенными, а дети с холерическим - наоборот, излишне возбужденными. Эмоциональное неблагополучие может сказаться на сне, аппетите малыша.

Меняется и активность ребёнка по отношению к предметному миру: интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности. Ребенок становится подавленным, раздражительным. Кроме того, ребёнок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, что приводит к частым болезням.

По наблюдениям педагогов-психологов средний срок адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста в дополнительном образовательном учреждении в норме составляет примерно один месяц. По мере взросления детей адаптационный период постепенно удлиняется, отражая этим возрастающий уровень самосознания и критичности.

Итак, подведем итоги: чтобы уберечь нежную психику юного фигуриста от нервных срывов и помочь ему быстрее и безболезненнее адаптироваться к новым условиям, важно учитывать следующие рекомендации:

  1. Постарайтесь не менять школу фигурного катания, лучше изначально потратьте гораздо больше времени на ее подбор: проанализируйте удобство в географическом расположении, т.е. близость к дому; изучите тренерский состав; посетите пробные занятия и т.д. Переход в новую школу фигурного катания, с точки зрения психологов, допустим только в случае смены места жительства и при переезде в другой город, а также, если это личное пожелание спортсмена.
  2. Будьте готовыми к тому, что в период адаптации ребёнок может быть временами агрессивным, плаксивым, обидчивым (даже если до этого в поведении не было подобных проблем), могут обостриться некоторые страхи, ухудшиться сон, участиться простудные заболевания. Если вышеперечисленные проявления через некоторое время не исчезнут, обратитесь к психологам, также, возможно, временно необходимо снизить нагрузку.
  3. Оградите ребёнка от других нагрузок: компьютерных игр, многочасовых просмотров телепередач, посещения дополнительных кружков и секций, походов в гости…
  4. Важно помнить, что адаптационный период у ребёнка может растянуться не на 1 год.
  5. В период адаптации больше занимайтесь с ребёнком лепкой, рисованием, играйте в подвижные и ролевые игры - это снизит у него внутреннее напряжение, тревожность.
  6. Строго соблюдайте режим дня, даже в выходные дни (ребёнок должен высыпаться)!
  7. Не ждите от своего спортсмена быстрых результатов. Не критикуйте ребёнка за недостаточно хорошее катание на коньках и выполнение элементов.
  8. Не торопитесь вмешиваться в выяснение отношений вашего ребёнка с ребятами из команды (кроме исключительных случаев). Помните, Ваш ребёнок не получит ценный опыт общения, если Вы всё сделаете за него.
  9. Если маленький спортсмен жалуется на то, что он устал, посочувствуйте ему. Дайте понять ребёнку, что Вы понимаете как ему трудно, выслушайте его.
  10. При неудачах не критикуйте ребёнка, напротив, вселяйте уверенность в своих силах: «В следующий раз у тебя обязательно получится!»
  11. Ни в коем случае не сравнивайте своего маленького фигуриста с другими, более успешными, на Ваш взгляд, спортсменами! Помните, что сравнивать ребёнка можно только с ним самим.
  12. Не обсуждайте личность тренера или его действия в присутствии юного спортсмена! Не вмешивайтесь в воспитательный процесс.
  13. Преследуя цель вырастить настоящего фигуриста, не забывайте, что психологическое благополучие, физическое здоровье ребёнка дороже всех медалей и побед. Ваш ребёнок, достигнув вершин спортивного мастерства, в первую очередь должен быть здоров!

 

Для подготовки статьи использованы материалы

спортивного психолога Бакировой Альбиной Фануровной.

 

Чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться на сайте